Сайт учителя начальных классов МБОУ "Вершино-Биджинска СОШ" Налегако Екатерина Александровна

конспект урока по ОРКСЭ, 4 класс

  

Предмет:  ОРКСЭ, 4 класс

УМК: Школа 21 века

Тип урока:  урок изучения нового.

Тема: Свобода и ответственность.

Цель: формирование у обучающихся  осознанного отношения к своим поступкам и понимания ответственности за свои действия.

  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.  Организационный этап.

Для создания психологического настроя в начале урока ученикам предлагается  посмотреть друг на друга, улыбнуться и подарить друг другу капельку тепла и хорошего настроения.

- Итак, друзья, внимание-

  Ведь прозвенел звонок.

  Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок!

Участвуют в эмоциональной разминке.

Л: анализируют эмоциональное состояние  и чувства окружающих.

Л: воспринимают речь учителя, проявляют внимание.

2. Актуализация знаний.

Повторение по теме предыдущего урока.

Предлагает прочитать текст восточной притчи « Утренний выбор» про себя

 (слайд 2) и приготовиться прочитать её вслух выразительно.

-Как вы понимаете смысл слов, сказанных учителем?

-Что в вашем понимании означает слово «блаженство»? (Блаженство — это счастье, как состояние доброты и наслаждения. Быть на верху блаженства).

-Какой вывод можно для себя можно сделать, ознакомившись с содержанием притчи?

Читают про себя со слайда притчу. Затем один ученик читает вслух.

Слушают одноклассника, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 Делают вывод. (У каждого  человека всегда есть право выбора.  Это его моральный выбор.)

 

Л: применять правила делового сотрудничества, проявлять интерес к культуре своего народа.

Р: оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

К: слушать собеседника, соблюдать правила общения.

3. Мотивационный настрой.

Предлагает игру «Паровозик».

- На столе разложены карточки двух цветов.

Возьмите, пожалуйста, карточку со стола  и найдите «Своих друзей», объединившись в группы (по 4 человека).

-Вы объединились в группы. Каждая группа – паровозик. Встаньте друг за другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик в группе – «голова» паровозика, остальные трое должны закрыть глаза. По- моему хлопку «паровозики» начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующий хлопок в ладоши означает, что дети в «паровозиках» должны поменяться местами: 1-ый игрок становится в «хвост» паровозика, 2-ой – «голова» паровозика. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник группы не побывает в роли «головы» паровозика.

 Задает вопросы:

- Спасибо, а теперь рассаживайтесь по местам.

-В какой роли вам было интересно? Почему?

-В какой роли было труднее всего? Почему?

- А значит, брать на себя ответственность.

Дети выбирают карточку и берут друг друга за руки.

Затем каждая группа образует «паровозик» и выполняет движения по классу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей. (В роли «головы» паровозика, так как приходилось принимать решение: куда именно двигаться.)

Л:выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

К: участвовать в обсуждении, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

 Р:удерживать цель деятельности до получения результата;

анализировать  и оценивать свою работу.

 

4. Формулирование темы урока. Постановка целей.

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку (слайд 3). « Ваш выбор – это выбор, который Вы делаете сами и за который несёте ответственность»  А. М. Прихожан.

- Как вы понимаете эти слова?

- Как думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку?

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока, опираясь на результаты игры и на эпиграф.

-Как  вы думаете, как связана тема предыдущего урока с темой урока сегодняшнего? (слайд 4)

- Что вы узнаете? (слайд 5)

 

Знакомятся с эпиграфом урока, высказывают свои предположения, предлагают варианты темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои мнения.

(Дети кратко отвечают, что понятие «свобода» они уже рассматривали на предыдущем уроке, а в слове «ответственность» можно выделить слово «ответ», значит быть в ответе за что – то и перед кем-то.)

Л: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать.

 

П: анализировать информацию , самостоятельно делать выводы, планировать свою работу по изучению нового материала.

К: аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

П: выявлять сходство.

5. Этап изучения нового материала  (открытие нового знания).

Организует беседу для решения проблемной ситуации.

-Антуан  де Сент – Экзюпери  сказал: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность» (слайд 6)

- Как вы думаете, так что же такое ответственность?

 

- Попробуйте подобрать синонимы к этому слову.

 

- Где вы можете уточнить свои предположения?

 

 

 

 

Учитель предлагает прочитать  определение ответственности из словаря С. Ожегова.  (слайд 7).

 

Работа  с учебником.

- Найдите по учебнику, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры (слайд 8).

- Что такое преднамеренность?

- Что такое внутренняя обязанность человека? (с.25, 1 абзац)

- Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы?

 

 

Коллективное составление кластера «Отношения ответственности» (слайд  9)  

( стр. 25, абзац 2)

 

 

 

 

 

Предлагают варианты ответов по схеме: «Я считаю, что ответственность – это…»

Подбирают устно синонимы.

 

 

Дети самостоятельно выбирают источники информации (учебник, с. 24; толковый словарь  С. Ожегова)

Читают статью учебника и находят понятие ответственности с позиции светской этики.

Сравнивают с определением из словаря Ожегова.

 

 

Работают в парах и высказывают варианты ответов.

Делают вывод: ответственность несет тот, у кого был свободный выбор.

Проверяют свои предположения

(рассматривают картинки  в электронном пособии).

Приходят к выводу, что ответственность бывает разная.

 

 

Читают статью учебника и  карандашом  делают пометки)

Л: принимать ценности, различать основные нравственно – этические понятия.

П: высказывать предположения.

 

К: оформлять свои мысли в устной форме.

 

П: ориентироваться в учебнике, в толковом словаре; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию из разных источников.

К: читать про себя текст учебника, словаря; понимать прочитанное, принимать точку зрения другого.

Работать в парах.

 

К: участвовать в работе  в паре, отстаивать свою точку зрения.

Л: оценка жизненных ситуаций.

П: ориентироваться в учебнике, планировать свою работу по изучению нового материала, сопоставлять и отбирать информацию.

6.  Физкультминутка

- Встали. Потянулись. Развели руки в сторону (слайд 10)

- Вы мешаете друг другу? Можно  развести руки так, чтобы нанести вред товарищу? (Ответ: Да)

А теперь подойдем к окну и  сделаем вид, что выбросили  из окна что - нибудь тяжелое. И тихо сядем.

- Вас ничего не смутило в наших действиях? (Ответ: выброшенный предмет, может нанести вред прохожим).

Третье условие – отдавать себе отчет в последствиях совершаемых действий, поступков.

 

Учащиеся выполняют движения.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Завершают составление кластера.

( слайд 11) и формулируют  вывод (слайд 12).

Л: - ориентирование на здоровый образ жизни.

 

7. Первичное осмысление и  закрепление нового материала.

Игра «Водоворот мнений».

Учитель делит класс на 4 группы (пары). Каждая пара получает лист бумаги, который поделен на три колонки: Я, ДРУГИЕ, ШКОЛА.

-Вам предстоит определить три вида ответственности: перед собой, перед другими, перед школой (слайд 13, 14)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

Учитель предлагает дифференцированное задание. Придумать окончание притчи первой или второй по группам

( рабочая тетрадь с. 49- 51).

 

 

- Ребята, а вам часто приходилось признавать свои ошибки? Трудно это делать? Какие чувства испытывали при этом?

- Мы уже  говорили сегодня о том, что ошибки лучше предвидеть, чтобы потом не пожалеть о содеянном.

-А сейчас  я предлагаю вам вспомнить сказки и ответить на вопросы:

- Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость)

- Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А.С.Пушкина? (Жадность)

- Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Из-за доверчивости)

- Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (Из-за непослушания)

- Из-за чего Стрекоза из басни И.А.Крылова осталась без тепла и крова? (Из-за легкомысленности)

- Из-за чего Буратино из сказки А.Н.Толстого остался без золотых монет? (Из-за глупости)

 

- Такие черты характера как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему (слайд 15)

 

-Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

Работа в паре.

Каждый в паре  по очереди называет какое – нибудь  дело, ситуацию, вместе обсуждают, к какому из 3-х видов ответственности  оно относится и записывают  в нужную колонку.

Работа на 5 минут (см. Приложение)

 

Заполненные листы передают другой группе  (по часовой стрелке). Группа, получив лист, обсуждает работу другой группы и фломастером  (у каждой группы свой цвет) возле каждого утверждения ставит следующий из знаков:

+ согласны,

- не согласны,

? появился вопрос, требуется разъяснение

(Инструкция – на доске)

Как только группа получает свой лист, просматривает знаки, представленные другими группами. В случае знака « ?» на какое – либо утверждение – вносит разъяснение, Знак «-»- выслушивает разъяснение от той группы, которая отметила несогласие с утверждением)

 

Выполняют данное задание по своему выбору на закрепление пройденного материала, принимают участие  в обсуждении при проверке.

 

 

 

Принимают участие в обсуждении выдвинутых проблем.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы сказочной викторины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пытаются дать оценку.

 

П: самостоятельно перерабатывать информацию, обсуждать проблемные вопросы, устанавливать связи, делать выводы.

К: участвовать в работе группы, распределять роли, уметь договариваться, отстаивать свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: удерживать цель деятельности, давать самооценку,  планировать решение учебной задачи;

Л: соотносить поступок с моральной нормой.

 

Л: оценивать свои поступки, воспринимать речь учителя.

 

 

 

 

 

П: выявлять особенности сказочных героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: обсуждать проблемные вопросы,

К: отстаивать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

 

8. Подведение итогов.

- Прочитайте мудрые мысли (3 и 4 с. 25 или на слайде 16).  Объясните их смысл с позиции нашего с вами разговора  об ответственности.

 

Учитель просит составить синквейн к слову  Свобода (слайд 17).

 

 

 

-  Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще. Такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей? (слайд 18)

 

Читают мудрые мысли и объясняют их смысл с позиции темы урока и  отвечают на вопрос:

- Легко ли быть свободным?

 

Составляют  синквейн  к слову  Свобода .

 

К: отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета; принимать точку зрения другого.

 

П: удерживать цель деятельности до получения её результата.

 

 

К: слушать и понимать других.

9. Рефлексия учебной деятельности

Учитель предлагает учащимся оценить собственную деятельность.

-А теперь давайте дадим ответственные высказывания о сегодняшнем уроке.

- Закончите  предложения (слайд 19).

 

- В заключении мне хотелось бы пожелать вам воспитывать в себе такое качество, как ответственность, и тогда в вашей жизни будет меньше проблем. Ответственное поведение позволит не навредить вашей безопасности и здоровью, а так же другим людям и окружающей среде (слайд 20)

 

 

 Дают оценку собственной деятельности и работе одноклассников, дополняя предложения.

 

Р: осуществлять итоговый контроль деятельности, анализировать, оценивать  результаты своей и чужой деятельности.

 

10. Домашнее задание.

Учитель дает дифферинцированные   д/ задание: ( слайд 21)

 

 

 

Записывают домашнее задание.

П: удерживать цель  деятельности до получения её результата, представлять найденную информацию в виде сообщения.

 

25 октября 2016 в 15:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.